Русское слово "патриотизм"


Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев

На горизонте мелькает май, что частично оправдывает мой интерес к теме патриотизма. С другой стороны, как говорится, накопилось. Хочется высказаться раз и навсегда. Кто знает, быть может, хотя бы я смогу ответить на вопрос "Считаете ли вы себя патриотом?". Сразу хочу сказать спасибо всем тем, кто участвовал в опросе, созданном специально для того, чтобы эта статья вообще родилась и существовала. Все статистические данные я как-нибудь красиво прикреплю и буду ловко жонглировать информацией, полученной в результате этого едва ли правильного соцопроса. Но вообще пока я собирала информацию, я решила изменить концепт и содержание этой статьи, поэтому будь что будет!
На днях я встретилась с жителем Англии, который временно живет и учится в Санкт-Петербурге. Не спросить о его мнении о России, нашей политике (тем более, что он студент-политолог) и прочее было бы весьма опрометчиво. Я-таки признаюсь, что являюсь дилетантом, простым обывателем, который больше верит новостям, чем не верит, а в основном за новостями вообще не следит.  Здесь, признавшись в этом, прошу относиться к этой статье, как к еще одному субъективному мнению на реальную действительность. Может, я права в чем-то, а может глубоко в чем-то заблуждаюсь, но если вы имеете устойчивое мнение, идущее вразрез с моими представлениями, давайте останемся каждый при своих убеждениях, если я не смогу вас переубедить. Приму критику своих воззрений только в виде подобного поста :ь.  Итак, получить на мой лаконичный и несколько безразличный вопрос развернутый, основательный, насыщенный и довольно страстный ответ было неожиданно, но любопытно. Полагаясь на свое мироощущение, я уверена, что зависла в менталитетной пропасти, то есть между двух берегов - нашим, родным и европейским. Поэтому, когда мой друг заслуженно ругал некоторые пункты устройства нашего менталитета и политико-экономической части, я внутренне искренне соглашалась с ним, но кусочек русского человека негодовал: ругать Россию может только русский.

Эта мысль породила во мне некую рефлексию, которую я постараюсь емко изложить ниже. Каждый человек попадал в такую ситуацию: обсуждая проблемы России между собой, мы не сдерживаемся в высказываниях, но упаси господь иностранцу начать критиковать нашу великую державу! Быть может, я описала весьма гиперболизировав, но оттенок негодования появлялся и в вашем сердце, не так ли? Так вот вопрос: почему так происходит? Зачем мы хотим, чтобы из внешнего мира на нас смотрели сквозь розовые очки? Возможно, так уж устроен русский человек (а, быть может, и не только русский). Человек передовой, прогрессивный никогда не уживался среди обыкновенных носителей русского консервативного менталитета. Знаете, грустно слушать, как о русских людях весьма справедливо говорят нечто вроде:
"Каждый русский человек недоволен чем-то. Но он готов жить среди этого, не предпринимая абсолютно ни-че-го. Он будет ворчать и негодовать, хотеть покинуть страну в поисках иллюзорного идеала, но речь никогда не зайдет о реальных поступках. Все русские говорят: "Я не могу ничего сделать один. Это система, она сильнее меня". Но факт в том, что слишком много людей думают подобным образом. Так не легче ли всем этим недовольным личностям начать менять Россию?" 
Вот здесь хочу сделать маленькое лирическое отступление: возможно, в этом месте вам захочется вставить свои пять копеек, скажем так, но не нужно, я знаю, что вы можете подумать. Вы сказали бы, что многие пытались, но эти люди сейчас ввергнуты в практически полное забытие, кто знает, в какие глубокие воды захлестнула их эта устоявшаяся система? Или что у вас просто нет времени на революцию. Какое бы вы не находили себе оправдание - читайте дальше.

Действительно, русского человека отличает его желание к деятельности, но ключевое слово здесь - желание. Никто не переплюнет русского в долгих разговорах о великом, мы любим говорить, мы любим предлагать идеи. "Мы - те еще деятели!", - грозно мы уверяем своего собеседника. Но вся наша деятельность в резонерстве. Как хорошо наслаждаться мыслительным процессом, искать изъяны в сложившейся системе, жаловаться, заламывать руки, называть всех вокруг дураками и идиотами, говорить, что все просто и очевидно... Но сидеть на месте, а ставить точку не на законченном деле, а всего лишь на предложении.



Еще один забавный факт из разговора с моим иностранным товарищем: он говорит, что понятие "патриотизм" - это нечто русское. Мы можем сказать: "Я горжусь своей страной", в то время как наши европейские соседи считают это по меньшей мере странным. Как он объяснил мне, европейцы рассматривают свою страну исключительно как место рождения, это то, что невозможно поменять, как ты не можешь поменять родителей или выбрать момент своего рождения. Это не твоя заслуга - быть рожденным в Англии, например. Поэтому они говорят: "Я рад, что родился в Англии". И чувствуете ли вы эту пропасть между нами? Нам, пожалуй, никогда не понять, как можно так дистантироваться от места своего рождения. Поэтому патриотизм - это наша национальная черта, нам действительно есть чем гордиться. Но между тем следует отдать должное моему собеседнику, он подметил, что это чувство патриотизма объединяет нас как ни что иное: например, для нас "защищать родину" - это чувство, чуть ли не с молоком матери впитанное в нас, а на Западе, частично, это и значит что-то, но типичный европеец, скорее всего, будет действовать не в целях народа, но в своих личных, маленьких, но таких ценных для него самого интересах.
На самом деле, быть патриотом, чувствовать себя патриотом - это очень красивое, даже романтичное чувство. Конечно, всего должно быть в меру, но любовь к родине наделяет личность необыкновенной глубиной. Как бы ни был человек глуп или некрасив внешне, если он любит свою страну - он уже точно ни черств, ни безразличен, ни эгоистичен.


За что стоит любить Россию?  (на основе ваших ответов)

1) Спортивные достижения. Особенно участники опроса выделяли Олимпиаду в Сочи: да, стоило потратить столько средств для возвышения патриотического чувства! Неоднозначные возникают чувства, однако. (44%*)

2) Историческим прошлым гордится не такая значительная часть опрошенных. Некоторые особенно выделяют именно военное прошлое России. Половина респондентов, упомянувших историю, основной заслугой прошлого нашей страны считают победу в Великой Отечественной войне. И снова посещает меня легкое чувство горечи, потому что 1) в войне победитель только на бумаге 2) почему бы не вспомнить "победы" и в других военных конфликтах? Вероятно, значимость ВОВ для последующих поколений значительно сократится: так же, как и значимость других войн для нас. (21%)

3) Культурное наследие во всем его блеске, величии и разнообразии вспомнили лишь 10% отвечающих.

4) Некоторые вспомнили о русском менталитете, как о предмете для гордости. Конечно, вопрос весьма спорный, но очевидно, что русского человека есть за что уважать. (9%)

5) В конце этого списка совершенно незаслуженно оказалась наука. Всего 5%, товарищи. Есть над чем подумать, не правда ли?

6) Нельзя не вспомнить и о том, что совсем от нас не зависит. Природными богатствами и нашей самой большой проблемой - масштабом территории - гордятся 3% ответивших.

Мои комментарии были местами пессимистичными или ироничными, но это совершенно не значит, что все перечисленное - не повод для гордости за Россию. Напротив, это все хорошо, временами я согласиться не могу, хотя и понимаю, с какой стороны нужно посмотреть, чтобы воспринять тот или иной факт в позитивном ключе. От себя могу добавить один очень важный пункт: русский язык, товарищи. Обидно, что никто не вспомнил о нашем самом великом богатстве. Тут и аргументы не нужны, но я-таки приведу: вот здесь можно почитать очень забавную, сильную штуку, после прочтения вы ощутите всю мощь языка, с которым нам повезло родиться! Ну и, конечно, грех не процитировать Тютчева снова:

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Рассмотрим другой аспект. Результаты опроса показывают, что практически половина участников хотели бы жить заграницей (55 из 115). Оно и неудивительно, казалось бы. Я, например, будучи в более юном возрасте, предпочитала думать, что при первой возможности я уеду жить в Лондон  куда угодно, лишь бы не оставаться в России. С возрастом мнение если и не изменилось, то стало явно менее критичным. В качестве дополнительной информации предоставлю 5 наиболее желанных стран для иммиграции:

1. Великобритания
2. США
3. Испания
4. Германия
5. Австралия

Я, конечно, не удивлена была увидеть такое соотношение, но все-таки, думаю, мы не зря были рождены именно здесь. Давайте не будем забывать пословицу: "Где родился, там и пригодился". Пусть это и банально, но в этом есть смысл - зачем искать несуществующее идеальное место, если можно попытаться создать его здесь?

Не хотела я говорить о проблемах России, но результаты опроса, конечно, шокирующие, поэтому не могу не упомянуть об этом тоже. 30% опрошенных считают нашей главной проблемой коррупцию. И как тут поспоришь? В России коррупция была всегда: назовем так и завышенные запросы князя Игоря, и метод захвата власти Борисом Годуновым, и возможность брать акциденции от дел при Екатерине I. Что уж и размышлять об этом явлении, если даже во времена СССР, когда взяточничество каралось расстрелом, коррупция процветала. О современной коррупции не слышал только ленивый или совсем наивный.
«В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту - сяду в кресло, и украдут челюсть…» 
Александр I  
Другой проблемой называют размер нашей территории, что логично - трудно содержать в отличном состоянии такую большую площадь. И еще один популярный вариант ответа - наш менталитет: наша нетерпимость к практически всему, что хоть немного выходит за жесткие рамки "правильного", этот жуткий, тотальный негативизм, стремление к оценке других, а вместе с тем - боязнь общественного мнения, серьезная зависимость от него.

Вопрос о патриотизме неисчерпаем, и я едва ли полностью раскрыла его, хотя эта статья и может показаться бесконечной. Пока я ее писала, я несколько раз абсолютно теряла интерес к теме, но в итоге я довольна, что потратила время на более детальный разбор, нежели поверхностный и безосновательный ответ.

Я искренне надеюсь, что кто-то дочитал этот пост до конца. Спасибо за интерес!

Выражаю особую благодарность моим дорогим 
вдохновителям и незаменимым помощникам -
 Джону и Владимиру. 

*Статистические данные собирались среди респондентов в возрасте от 16 до 30 лет, общее количество респондентов - 115 человек. 

Комментарии

  1. Спасибо. Было интересно.
    Конструктивная критика:
    1. После прочтения поста так и осталась непонятной самая главная суть поста - так какого же мнения автор? Тут тебе и опросы, и мнение иностранца со стороны, и цитаты великих, и разные стороны рассмотрены, но личное мнение автора размыто.
    2. Во время прочтения на моментах диалога с читателем (пример: "возможно, в этом месте вам захочется вставить свои пять копеек, скажем так, но не нужно, я знаю, что вы можете подумать") часто ловил себя на мысли, что я вовсе не об этом подумал. Это очень сложно - угадать, о чем думает человек по ту сторону экрана.
    3. Непонятен "цвет" статьи. То ли это личное мнение, то ли это сводная статья с фактами и стат. данными, то ли это что-то художественное для души. Если вариант 1, то в посте так и нет четко выраженного мнения. Если вариант 2, то в ней слишком много сугубо личных, субъективных выводов, которые могут быть применены к очень малому числу людей. Если вариант 3, то более менее ясно. Я ни в коем случае не говорю, что нельзя так писать - это полностью твое дело. Я говорю лишь о своих ощущениях, оставленных статьей. Всё как-то немного сумбурно, абзацы часто прекрасны, а вот логической связи и какой-то последовательности нет. Но я понимаю, как сложно писать такой огромный пост (сам пишу), тем более что ты написала, что несколько раз теряла к нему интерес во время его производства
    4. Опрос :) Это наиболее круто. Ты просишь высказать личное мнение людей по тому или иному вопросу, а потом берешь и говоришь, что "разочарована" или "огорчена" тем или иным ответом. Ответы людей в опросах ни в коем случае нельзя оценивать как-то эмоционально и придавать им цвет. Иначе люди перестанут на них честно отвечать, и опрос потеряет смысл. Можно попытаться аккуратно сделать вывод по результатам опроса, а не обсуждать каждый ответ в стиле "ну камон!".
    5. Не развернуты некоторые мысли, показавшиеся интересными. Например: "нашей самой большой проблемой - масштабом территории". Очень спорная фраза, но завлекающая. Почему ты так считаешь?

    Я надеюсь, ты не слишком расстроилась, что я так разобрал всё по полочкам) Но зато ты точно знаешь, что кто-то прочитал и вник в суть.
    А, да. Ты очень круто пишешь - крутой слог, интересные эпитеты и метафоры, очень точное использование цитат, серьезный подход к делу. Видно, что ты пропустила проблему и вопрос через себя. То есть тебе не все равно. Сейчас многим всё равно.
    Но выбор темы для такого ОГРОМНОГО поста удивляет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как было страшно начинать читать такой громадный комментарий! Я пребываю не то что на cloud nine, а даже выше: серьезно, я думала, никто не доберется до конца. За это спасибо-спасибо-спасибо! С каждым пунктом более-менее согласна, спасибо за конструктивность.
      Не знаю, вернешься ли ты, чтобы прочитать мой комментарий, но не хочу оставлять безответными твои восклицания и вопросы: касаемо, скажем так, "жанра" - думаю, я пишу для себя. Но с другой стороны не хочется быть голословной, отсюда потребность в опросе (а комментарии к его результатам - это так, рефлексия. Меня все эти данные интересовали как раз для того, чтобы оттолкнуться и поплыть дальше, зацепить мысль, что поделать, если мысли опрошенных часто расходились с моими - это проблема моя ;)). Все эти разрозненные факты - они от желания разобраться глубже, но чем глубже ныряешь, тем сложнее потом вынырнуть на поверхность с четким представлением о том, что же там такое на глубине ;)
      Сказать честно, мнение здесь мое отследить сложно не только потому, что я его здесь явно не оставила, а потому, что я едва ли могу его сформулировать четко: оно и в голове моей размыто. На все мои заявления на эту тему найдутся свои "но". А от этих "но" - другие "но" и заново :)
      О масштабах нашей территории. Если очень кратко: достаточно взглянуть на любую маленькую страну, которую можно объездить вдоль и поперек часов за 12 максимум, чтобы понять, как просто обходиться с ней и как тяжело контролировать большую территорию. Каждому метру территории нужна какая-то деятельность: что-то развивать, чинить, строить, содержать, поддерживать. А все для того, чтобы укреплялась и та же экономика, да и общий уровень жизни (тут и дороги, и занятость населения и так далее). У нас такая территория, что просто невозможно поддерживать высокий уровень ее всей (тут и сложности с климатом, кстати). Да, стоит сказать, что наши богатые земли могли бы сослужить нам отличную службу хотя бы для укрепления мирового статуса, но все у нас работает в полноги (и тут о коррупции можно снова ;)) Ну вот что-то такое, если кратенько и без редакции)
      Кстати, о логической связи - как я страдала, чтобы все соединить! х)

      Я очень надеюсь, что ты не останешься анонимом, а дашь о себе знать. Спасибо еще раз!
      PS: я бы почитала твое!

      Удалить
    2. >Не знаю, вернешься ли ты, чтобы прочитать мой комментарий
      Как я мог не вернуться?) Я тоже потратил частицу себя на написание своего комментария, так как я так понял, тебе это важно. Так что мне как минимум было интересно, что ты ответишь.
      Четкого мнения у тебя нет, потому что тема не та, я думаю. Твои усилия бы да направить в нужное русло :) Напиши о том, что тебе действительно интересно.
      P.S. У нас разные форматы блогов) Я пишу о людях, своем отношении к ним, о чувствах. Собираю интересные мысли и развиваю их. В общем, тоже занимаюсь рефлексией, но немного по-другому.

      Удалить
    3. Тема, быть может, и не та, но слишком уж хотелось высказаться)
      Если у нас разные форматы, это не значит, что я не заинтересуюсь твоим блогом, поэтому прошу найти меня в любой из соцсетей и дать о себе знать ;)
      И, конечно, весьма приятно будет поболтать, думаю)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения