Юкио Мисима. Моряк, которого разлюбило море

     "Ах, какое чудесное, романтическое и печальное название", - примерно так оценила я преподнесенную другом книгу с первого взгляда. Закончив, я задалась двумя вопросами: 1) Это все?! 2)Что я только что прочитала? Итак, попробую собрать свой более-менее осмысленный отзыв.
     Осилить книгу можно буквально за день, я прочитала её в два захода, перевод отличный, язык хорош. Что сложно, так это композиция. В книге три главных героя, самого главного, несущего тот смысл, что ближе именно читателю - выбирать вам. Благодаря этому проблема рассматривается с трёх точек, позволяя воссоздать представление о происходящем как бы в 3D эффекте. Композиция скачет не только от персонажа к персонажу, но и по временной линии. Иногда сложно понять, когда же произошел переход от воспоминаний к реальности. 
     Едва ли композиция станет единственной помехой в понимании произведения. Самое главное, на мой взгляд, - невозможность перейти культурный барьер. Восток, как известно, дело тонкое. Эта книга Мисимы - хоть и первая из его произведений, но не первая из японской литературы в целом. Еще начиная с детских восторгов от Харуки Мураками я поняла, что стоит максимально абстрагироваться от русской реальности, а вообще - лучше бы сначала изучить восточную культуру. Все эмоции и происходящее настолько непонятны моей русской душе, что я едва ли улавливала логику происходящего. 
     Да, долго же я начинала, не мешало бы кратко обозначить, о чем книга вообще. Моряк Рюдзи встречается с овдовевшей женщиной Фусако, у которой между тем есть сын Нобору. Тринадцатилетний сын, живущий в своем выдуманном мире, противится их отношениям. 
Из вышесказанного вытекает четко-вырисовывающаяся проблема, скажем по-школьному, "отцов и детей". Действительно, мать постоянно занята бизнесом, устройством быта, в общем всем, но не воспитанием ребенка. На что сын не может не рефлексировать, а за неимением образца, он поддается дико странным идеям о греховности отцов, ибо "гениталии созданы для
сношения с Галактикой" и так далее. Конечно, не обошлось без внешнего влияния в виде вожака их малолетней банды, который то читает ни за что не понятные мне проповеди, то подстрекает товарищей поизощреннее убить кошку (ну, высший смысл-то, конечно, у этого есть, ведь только так можно приблизиться к земной истине, дорогие читатели). 
      Опять же, проблема семейного недопонимания и одиночества ребенка мне ясна, но эта резко экстраординарная патетика, выливающаяся в дикую жестокость и бесчувственность 13-летних подростков (вот в этом месте даже просвечивается мысль Достоевского о вседозволенности и безнаказанности), ставит меня в тупик. Ясно, что ребенок, оставленный без внимания, едва ли сам по себе вырастет хорошим человеком, но мне не дано понять, что ребенок может стать таким. Только не в моей реальности! Жестокости подростков нет предела и в России, но в Японии этому явлению посвящен культ, у них даже смерть не только обладает высшим (и разным) смыслом, но и еще обладает неким шармом и красотой (вспомним хотя бы харакири (еще одна скобка: сам Мисима избрал именно такой способ самоубийства)). 

     Книга трагична, неоднозначна, она непременно оставит осадочек. Не могу посоветовать её широкому кругу читателей. Если вы любите японскую литературу - почитайте, история держит в напряжении и без всякого "понимаю причину происходящего", но знакомиться с восточной литературой с этой книги лучше не стоит. Если вас интересуют проблемы взросления, подростковые идеи, разочарования и становление - тоже попробуйте почитать, это нечто вроде "Заводного апельсина" в легкой форме с бОльшей философией за спиной. 

     В небольшом послесловии не могу не сказать пару слов об авторе, ибо личность его, несомненно, накладывает отпечаток на произведения. Стоит сказать, что нельзя упрекнуть Юкио Мисиму в отсутствии таланта, может быть даже можно сказать, что он обладал некой степенью гениальности, за которой всегда стоит какое-то отклонение. Часто психическое. Так он, боясь смерти, был ею одержим с самого детства: сказки были плохи, если главный герой оставался в живых. Получая удовольствие от картин, содержащих насильственные сцены, наслаждаясь смертью как явлением, он превозносил её и смешивал с понятием красоты, делал смерть эстетической. Всех внутренних демонов Мисима выпускает в первом романе "Исповедь маски", в котором признается в гомосексуальности, скрупулезно и безжалостно копается в своей темной стороне, демонстрирует свои переживания. Все увлечения Мисимы отражались в его произведениях, но были весьма неординарными - он был и ревнителем национальных традиций, и ультраправым политиком, и певцом самураев, и создателем частной элитной армии. Такой был необычный и загадочный человек Юкио Мисима, что частично объясняет события и их причины, происходящие в романе "Моряк, которого разлюбило море".

Спасибо за внимание. 

Комментарии

Популярные сообщения