А.И. Герцен. Кто виноват?

Привет!
     Русская литература, пожалуй, уникальна в своем роде. Нельзя говорить, что это не та литература, которую вы любите. Это то, что называется хорошим вкусом, в этом есть даже что-то от патриотизма. Нельзя отрекаться от нее навсегда. Это та литература, которая дает представление об истории, о нравах, о философии: русская классическая литература вбирала в себя все те науки, которые были популярны в Европе, но в России их не существовало как таковых, поэтому она тяжела и многогранна. Но от этого она так хороша. Эта литература учит: в каждом произведении заключен моральный урок, а наша задача  - принять этот урок.
<< Животное полагает, что все его дело - жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать.  >>
     Наконец-то расскажу вам про книгу, от которой я пребывала в приятном удивлении. Честно говоря, не понимаю, почему бы не ввести её в обязательную программу для чтения в школе, потому что книга хороша со всех сторон: язык достаточно прост, хотя не уступает другой классической литературе красотой слога; проблематика доступна для широкого читателя (тем более с герценовским-то преподношением); роман полноценно передает философское и культурное обличие если не России, то обеих столиц в современное Герцену время.
     Герцен - идеальный представитель литературы 40-ых годов, когда русская интеллигенция разделилась на западников и славянофилов. Произведения Александра Ивановича отображают его мировоззрение, но вместе с тем отражают идеологию всего того времени. Его литература чрезвычайно понятна, он сам говорит, что он не литератор, в его произведениях много от публицистики. Поэтому он не оставляет места для домысливания: все кристально понятно - Герцен сам все расскажет, он не оставит чего-то, что является лишним для общего сюжета. Поэтому я рекомендую этого автора для тех, кто только начинает влюбляться в русскую классическую литературу.
     "Кто виноват?" - это роман и о любви, и о лишнем человеке, и о самоопределении, и о поиске себя. Да обо всем - о жизни - ибо в жизни есть место всему.
Дабы не оставить лишних спойлеров, я расскажу о философии Герцена, которая в достаточной степени иносказательно опишет роман и будет весьма полезной для постижения полного смысла произведения. Итак, как роман делится на две части, так и взгляды Герцена можно разделить на два больших периода: первый период связан с философией Гегеля о "логосе", а второй  - с философским пониманием случайности. Эти две теории противоположны. "Логос", проще говоря, это принцип, управляющий миром. Все, происходящее в мире, призвано для достижения одной великой цели; логос вечен, всеобщ и необходим. Понятие случайности интуитивно понятно: не существует фатума, судьбы, рока, все подвластно только случайности. Человек, существо странное, непредсказуемое и иррациональное, поступает так или иначе, а случайность корректирует задуманное. К сожалению, смена философии объясняется трагическими событиями в жизни Герцена, одним из которых становится смерть его ребенка, он пишет об этом в своем дневнике:
<< Какая оскорбительная власть случайности! >>
Действительно, какая высшая цель может оправдать смерть ребенка? Переход от одних философских воззрений к другим происходит постепенно, его можно наблюдать в течение всего произведения. Сначала Герцен описывает своих героев, отдавая дань натуральной школе с её физиологическими очерками, логически поясняет то или иное явление, но к концу романа становится очевидным, что судьба героев складывается чрезвычайно случайно. Нет ничего логического и предсказуемого в их жизни.
      Роман читается легко, сюжет весьма увлекателен (к тому же будет весьма занимателен для молодых людей, связанных отношениями, сможете узнать себя в некоторых эпизодах), Герцен чрезвычайно привлекательно использует всевозможные литературные хитрости для передачи личного отношения к героям ли, к происходящему ли - глубоко копать не придется, вы все поймете! Книга также не лишена юмора, легкой (и не очень) иронии, которая совершенно не подразумевает под собой искренний смех (здравствуй, грустный смех Гоголя!). А самое главное - книга предоставляет вам истинное удовольствие от анализа, размышления и ответа-таки на вопрос: а кто все же виноват?
<< Я еще не настолько разлюбил жизнь, чтоб застрелиться, и уж не люблю её настолько, чтоб жить на диете, водить себя на помочах, устранять сильные ощущения и вкусные блюда для того, чтоб продлить на долгое время жизнь больничного пациента. >>






Комментарии

Популярные сообщения